История развития филиграни
Термин «филигрань» произошел от двух латинских слов, «филюм» — нить и «гранум» — зерно. Термин «скань» происхождения русского, берущего начало от древнеславянского глагола «скати» — свивать, сучить. Оба термина отражают технологическую сущность этого искусства. Термин «филигрань» сочетает в себе названия двух основных первичных элементов, из которых производят филигранные изделия: это стружка и мелкие шарики, дополняющие древесный узор.
Термин «скань» подчеркивает основную технологическую особенность, характерную для сканного производства, а именно, стружка применяется в этом виде искусства свитой в завитки, что придает сканным изделиям особую красоту и привлекательность.
Изделия, изготовленные филигранью, охватывают почти все виды украшений и предметов быта. Различают ажурную (сквозную) и фоновую филигрань.
Ажурной филигранью называют кружевной узор с хорошо просматривающимся сквозным рисунком. Ажурная филигрань бывает плоской и объемной.
Фоновая филигрань отличается от ажурной тем, что крепится на специально подготовленный фон из того же материала. Как и ажурная, фоновая филигрань бывает плоской и объемной.
У скани много элементов, в сочетании с естественной красотой природной текстуры дерева создаются неповторимые узоры изделий:
- Завитки: одинарные, двойные, тройные, веер.
- Лепестки.
- Стружка-спираль.
- Горошины.
- Ромбики и т.д.
Историки с точностью не могут определить, где именно впервые зародился этот промысел. Известно, что на территориях Египта и Греции найдены изделия, происхождение которых датируется еще V веком до нашей эры. Археологические раскопки в Италии, Испании, Португалии, Крыму так же говорят о том, что еще в древнем мире мастера этих стран искусно владели ремеслом филиграни. На Руси так же существовало множество мастеров, владеющих искусством скани. К 15-16 веку скань достигает наивысшего расцвета. Изделия отличаются высочайшим качеством. Создаются настоящие филигранные произведения искусства с использованием драгоценных камней, жемчуга, хрусталя.
Когда появилась на берегах Сожа эта уникальная техника, точно неизвестно. Самое древнее упоминание – XV век. Позже традиция древесной скани была утрачена.
Искусство древесной скани произвело на гомельского мастера Цекунова Владимира Валентиновича сильное впечатление и возникло желание овладеть этой техникой, вернуть её к жизни. В 1990 году Цекунов В.В. взялся за возрождение скани. У него дома была своя мастерская, к тому же параллельно он преподавал это мастерство в школе. Владимир Валентинович разработал и запатентовал собственный специальный станок, которым пользуются до сих пор.
Именно благодаря этому мастеру в Белоруссии появился такой способ народно-прикладного творчества как белорусская скань, гомельская скань, скань Цекунова или просто «Цекуновка», где основой для ажурных узоров служит не проволока из драгоценных металлов, а древесная стружка, снятая тонкой-тонкой ленточкой и поставленная на торец.
В мире такие вещи больше никто не делает. «Цекуновку» можно по праву считать открытием ХХ века в декоративно-прикладном искусстве.
Сегодняшние последователи мастера — Михаил Лизагуб, Виктор Черногузов, Владимир Липин, Александр Самойленко — также учителя трудового обучения, люди, обладающие колоссальным терпением и проявляющие невероятное усердие. Именно такие качества требуются для плетения сожских кружев.
В современном производстве филигранные изделия изготовляются от начала и до конца вручную или при помощи лишь несложных приспособлений — в этом специфичность сканной техники. Отличием современного производства филиграни от создания филигранных изделий в прошлом является не только технология, но и разделение труда. Ранее каждое изделие, от заготовки и до окончательной монтировки, делал один мастер-филигранщик. Он же являлся и автором изделия. Ныне технологический процесс разбивается на ряд отдельных операций, и в зависимости от их сложности и ответственности они выполняются мастерами разной квалификации.
|