Школьные годы - это еще один большой этап в жизни вашего ребенка. Столько
всего нового нужно узнать, понять, запомнить. И со столькими проблемами могут
столкнуться родители в это время... Часто у школьника-первоклассника возникают
такие проблемы с письмом и родной речью, как дисграфия и дислексия. Что же это
такое, и как с ним бороться?
Дислексия Дислексией называют стойкое
нарушение чтения. Встречается она у 5-6 % школьников, в 3-4 раза чаще у
мальчиков. Ученые выяснили, что к дислексии существует генетическая
предрасположенность, поскольку часто ей страдают сразу несколько членов семьи.
Наиболее заметным такие нарушения становятся ко второму классу на фоне других
учеников. Со временем дислексия у детей проходит, но иногда остается и в более
старшем возрасте. Школьники, страдающие этим нарушением допускают следующие ошибки при
чтении:
- пропуски
звуков и добавление ненужных, также начальных слогов
- перемена
букв местами
- искажение
звучания слов
- низкая
скорость чтения
- нераспознавание
близких звуков типа Б-П, Д-Т и др.
- нарушение
понимания прочитанного
Часто возникают проблемы с аудированием - восприятием и пониманием чужой
речи на слух и дальнейшем использовании ее в речи собственной, а также при
чтении и письме. Поэтому такие виды работ, как пересказ и изложение даются
детям с дислексией с большим трудом. Психологи и логопеды в настоящее время владеют самыми современными
методиками коррекции дислексии. Поэтому очень переживать по этому поводу не
стоит, но обратиться к специалисту за помощью нужно обязательно. Дисграфия Дисграфией психоневрологи называют нарушение письма в течение длительного
времени. В их диктантах содержится множество стойких специфических ошибок,
обычно не связанных с какими-либо грамматическими правилами. Это:
- слипание
слов (На елижит - на ели лежит)
- слитное
написание слов в предложении (Лена идет в школу - Ленаидет вшколу)
- деление
слов на части (тетрадка - тет радка)
- раздельное
написание частей слова (наступает - на ступает)
- ошибки в
ударных гласных буквах
- Путаница в
буквах З и Э, Р и Ь, Ш и Щ
- отсутствие
знаков препинания
- пропуски,
добавление лишних букв, их перестановка и замена
Также насторожить вас должны медленный почерк, трудности в удержании
строки, непонятной формы и разного размера буквы, неиспользование заглавных
букв. Дисграфия у детей в будущем может привести к различным комплексам,
чувству собственной ущербности, нежеланию учиться, одиночеству в коллективе. Ранее причиной дисграфии у школьников считались некоторые социальные
факторы - запущенность ребенка или плохие педагоги. Теперь же врачи-психиатры
находят ММД - минимальную мозговую дисфункцию, ошибок в работе подкорковых
структур головного мозга, которые отвечают за организацию письменной речи.
Минимальные нарушения не мешают нормальному развитию школьника, но все же
следует обратиться в первую очередь к психиатру (а затем уже к психологу или
логопеду), возможно, чтобы активизировать работу коры мозга с помощью абсолютно
безвредных лекарственных средств. Но перед любой коррекцией требуется грамотная
и комплексная диагностика проблемы. Также возможные причины кроются в нарушении
речевого слуха и устной речи и, если ваш ребенок - левша, а его заставляют
писать правой. При подозрениях на дисграфию не следует заставлять ребенка переписывать
упражнения или много писать под диктовку, упрекать малыша за его ошибки.
Постарайтесь вселить в него уверенность в собственных силах, и в том, что в
будущем у него все получится. И вплотную нужно заняться именно чтением, чтобы
развить особое зрение на буквы, запомнить и научиться воспроизводить их
очертания. Вам помогут речевые игры, магнитная или разрезная азбука, яркие
красивые книжки с крупными буквами, картонные веера со звуками, целыми словами
и элементами слов, которые вы без труда сможете найти в детских и книжных
магазинах. Также дислексиком и дисграфиком (а часто эти нарушения идут рука об руку)
может стать абсолютно любой ребенок, который пришел в школу без знания
алфавита. Ведь быстро все понять и освоить в классе, где 20-30 учеников и всего
один преподаватель (бывает, что не всегда грамотный и ответственный),
маленькому человечку, оставшемуся без поддержки родителей в абсолютно новой для
него среде, может быть очень и очень сложно. Поэтому психологической подготовке к школе и его обучению азам разных наук
нужно уделить много внимания, чтобы у ребенка не возникло таких проблем, как
дислексия и дисграфия, в будущем.
|
Дислексия и дисграфия: проблемы нарушения письма и речи у детей школьного
возраста
Школьные годы - это еще один большой этап в жизни вашего ребенка. Столько
всего нового нужно узнать, понять, запомнить. И со столькими проблемами могут
столкнуться родители в это время... Часто у школьника-первоклассника возникают
такие проблемы с письмом и родной речью, как дисграфия и дислексия. Что же это
такое, и как с ним бороться?
Дислексия
Дислексией называют стойкое
нарушение чтения. Встречается она у 5-6 % школьников, в 3-4 раза чаще у
мальчиков. Ученые выяснили, что к дислексии существует генетическая
предрасположенность, поскольку часто ей страдают сразу несколько членов семьи.
Наиболее заметным такие нарушения становятся ко второму классу на фоне других
учеников. Со временем дислексия у детей проходит, но иногда остается и в более
старшем возрасте.
Школьники, страдающие этим нарушением допускают следующие ошибки при
чтении:
- пропуски
звуков и добавление ненужных, также начальных слогов
- перемена
букв местами
- искажение
звучания слов
- низкая
скорость чтения
- нераспознавание
близких звуков типа Б-П, Д-Т и др.
- нарушение
понимания прочитанного
Часто возникают проблемы с аудированием - восприятием и пониманием чужой
речи на слух и дальнейшем использовании ее в речи собственной, а также при
чтении и письме. Поэтому такие виды работ, как пересказ и изложение даются
детям с дислексией с большим трудом.
Психологи и логопеды в настоящее время владеют самыми современными
методиками коррекции дислексии. Поэтому очень переживать по этому поводу не
стоит, но обратиться к специалисту за помощью нужно обязательно.
Дисграфия
Дисграфией психоневрологи называют нарушение письма в течение длительного
времени. В их диктантах содержится множество стойких специфических ошибок,
обычно не связанных с какими-либо грамматическими правилами. Это:
- слипание
слов (На елижит - на ели лежит)
- слитное
написание слов в предложении (Лена идет в школу - Ленаидет вшколу)
- деление
слов на части (тетрадка - тет радка)
- раздельное
написание частей слова (наступает - на ступает)
- ошибки в
ударных гласных буквах
- Путаница в
буквах З и Э, Р и Ь, Ш и Щ
- отсутствие
знаков препинания
- пропуски,
добавление лишних букв, их перестановка и замена
Также насторожить вас должны медленный почерк, трудности в удержании
строки, непонятной формы и разного размера буквы, неиспользование заглавных
букв. Дисграфия у детей в будущем может привести к различным комплексам,
чувству собственной ущербности, нежеланию учиться, одиночеству в коллективе.
Ранее причиной дисграфии у школьников считались некоторые социальные
факторы - запущенность ребенка или плохие педагоги. Теперь же врачи-психиатры
находят ММД - минимальную мозговую дисфункцию, ошибок в работе подкорковых
структур головного мозга, которые отвечают за организацию письменной речи.
Минимальные нарушения не мешают нормальному развитию школьника, но все же
следует обратиться в первую очередь к психиатру (а затем уже к психологу или
логопеду), возможно, чтобы активизировать работу коры мозга с помощью абсолютно
безвредных лекарственных средств. Но перед любой коррекцией требуется грамотная
и комплексная диагностика проблемы. Также возможные причины кроются в нарушении
речевого слуха и устной речи и, если ваш ребенок - левша, а его заставляют
писать правой.
При подозрениях на дисграфию не следует заставлять ребенка переписывать
упражнения или много писать под диктовку, упрекать малыша за его ошибки.
Постарайтесь вселить в него уверенность в собственных силах, и в том, что в
будущем у него все получится. И вплотную нужно заняться именно чтением, чтобы
развить особое зрение на буквы, запомнить и научиться воспроизводить их
очертания. Вам помогут речевые игры, магнитная или разрезная азбука, яркие
красивые книжки с крупными буквами, картонные веера со звуками, целыми словами
и элементами слов, которые вы без труда сможете найти в детских и книжных
магазинах.
Также дислексиком и дисграфиком (а часто эти нарушения идут рука об руку)
может стать абсолютно любой ребенок, который пришел в школу без знания
алфавита. Ведь быстро все понять и освоить в классе, где 20-30 учеников и всего
один преподаватель (бывает, что не всегда грамотный и ответственный),
маленькому человечку, оставшемуся без поддержки родителей в абсолютно новой для
него среде, может быть очень и очень сложно. Поэтому психологической подготовке к школе и его обучению азам разных наук
нужно уделить много внимания, чтобы у ребенка не возникло таких проблем, как
дислексия и дисграфия, в будущем.
|