ЭКЗАМЕН – РОЖДАЕТ РЕЗУЛЬТАТ Учащимся –педагогам - родителям Экзамен – это всегда подведение итогов, результат работы за определённый период. По сути, это проверка боевой готовности каждого, кто стремиться раскрыть свой потенциал и справиться с задачами судьбы. Ситуация контроля извне является испытанием душевных и физических сил человека, а также духовных и нравственных ценностей на прочность, что, в свою очередь, даёт возможность выработать иммунитет к стрессу, психологическим нагрузкам и шоковым состояниям. Чтобы впечатления от результатов экзамена не стали разрушающими и не вызвали глубокого разочарования необходимо: Обратить особое внимание на режим питания и отдыха. Фактор физического состояния коренным образом влияет на результаты интеллектуального труда. Истощение организма или недостаточно крепкая физическая форма могут стать причиной обморочного состояния или сниженной концентрации в период сдачи экзаменов. Полноценный ночной сон и сбалансированное питание с учётом индивидуальных предпочтений является одним из важнейших залогов успеха. Физически ослабленный организм более уязвим при психологических и интеллектуальных нагрузках, что может вызвать обострение различных заболеваний и психологический срыв. Поглощение пищи информационного характера, особенно когда процесс идёт одновременно с приёмом продуктов питания, имеет определяющее значение для её качественного усвоения. Мозг человека, также, как и желудок имеет свои пределы и возможности, поэтому гармоничное соединение продуктов питания с продуктами интеллектуальными имеет самое непосредственное отношение к конечному результату. Неверное их сочетание приводит к сонливости, быстрой утомляемости, а порой и к раздражительности и упадку сил. Когда я ем, я глух и нем! - эта поговорка будет как никогда уместна при подготовке к сдаче экзаменов. Выстраивать адекватные вложенным усилиям ожидания и прогнозировать варианты будущего. Предварительное соотнесение возможных результатов с их использование в будущем создаёт для человека варианты выхода из любого результата попытки. Ведь экзамен – это ещё и трамплин, который в лучшем случае используется человеком, для преодоления инерции на лестнице профессионального или личностного роста, а в худшем остаётся невостребованным из-за пассивности или безразличия. Бояться экзаменов - значит бояться подведения итогов, а ведь даже неудовлетворительный результат является тем стимулом, который заставляет человека двигаться вверх, вперёд, а иногда и назад к прошлым достижениям, которые были незаслуженно забыты или заброшены. Итоги экзаменов при объективной их трактовке помогают определять будущее и ставить новые адекватные реальности цели. Если имеется переоценка возможностей или желание выехать на обстоятельствах, то необходимо отдавать себе в этом отчёт. Легко полученный результат может не оправдаться в будущем и ввести в заблуждение тех, кто имел к нему отношение. Чтобы этого не произошло, стоит объективно оценить свои шансы на успех и более строго подойти к подготовке, несмотря на ранее удовлетворительный результат. Лучше поставить перед собой задачи более сложного характера, но обязательно с учётом имеющихся физических, психологических и интеллектуальных возможностей, чем довольствоваться минимумом, который расслабляет и ведёт к потере времени.
Определить экзистенциальную или судьбоносную роль экзамена (как смысл для дальнейшей жизни), а также выработать мировоззренческий принцип в отношении контроля знаний, умений и навыков для дальнейшего их совершенствования. Кто-то относится к отчётным мероприятиям легкомысленно, пренебрегая своим прошлым опытом и временем, а кто-то слишком болезненно, ассоциируя себя только с оценкой по экзамену. И тот и другой подход ошибочен. Успешен тот человек, который понимает пользу и глубину происходящих с ним событий, формирует базу мудрости и накапливает собственный опыт в преодолении кризисов психологического или духовного характера. Чтобы самооценка в период сдачи экзаменов не пострадала и при этом стремилась к адекватной, необходимо честно ответить на следующие вопросы. - Мог ли я в сложившейся жизненной ситуации подготовиться лучше обычного? - Мне нужна оценка или показатель результата вложенных усилий мной, родителями и педагогами? - На кого или на что я больше полагался при подготовке? - Как я хочу воспользоваться результатами экзамена? - Является ли экзамен для меня самым важным событием в данной период жизни? - Задумывался ли я серьёзно о своей профессиональной деятельности при подготовке к экзаменам или это делали за меня другие? и т.д.. Во всём важно найти жизнеутверждающий принцип, чтобы спрогнозировать своё будущее через полученные результаты в настоящем. Любой шаг навстречу к своей мечте или конкретной цели имеет смысл, если процесс подготовки, реализации и подведения итогов будет осознан и использован своевременно. Школьные и вступительные экзамены являются тренировкой перед боем под названием «взрослая жизнь» и всегда приносят пользу тем, кто стремиться к познанию себя и мира вокруг себя, задумывается о своём будущем, о будущем своей семьи, государства или планеты. Экзамен рождает результат, который определяет задачи, а их решение ведёт к поставленной цели. |